Размер шрифта: A A A Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х

отправьте заявку

и наш специалист свяжется с Вами в ближайшее время

Работа с обучающимися ОВЗ

 

Одной из важных проблем образования в обществе является его доступность для ряда социальных групп, имеющих невыгодные стартовые условия. Среди них особое место занимают дети-инвалиды. Получению качественного образования детьми-инвалидами препятствуют множественные структурные ограничения, так или иначе связанные с социальным неравенством.

 Опыт показывает, что из любой жесткой образовательной системы какая-то часть детей выбывает, потому что система не готова к удовлетворению индивидуальных потребностей таких детей в обучении. Это соотношение составляет 15 % от общего числа детей в школах и, таким образом, выбывшие дети становятся обособленными и исключаются из общей системы. Нужно понимать, что не дети терпят неудачу, а система исключает детей. Инклюзивные подходы могут поддержать таких детей в обучении и достижении успеха, что даст шансы и возможности для лучшей жизни. Инклюзивное или включенное образование - термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных школах. В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Инклюзивное образование подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.

 

Восемь принципов инклюзивного образования:

  1.  Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
  2. Каждый человек способен чувствовать и думать;
  3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
  4. Все люди нуждаются друг в друге;
  5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
  6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
  7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
  8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Полезные ссылки:
  • 1. Реестр примерных основных общеобразовательных программ - http://fgosreestr.ru/   

  • 2. Документы по ФГОС для детей с ОВЗ http://minobr.gov-murman.ru/activities/modernization/fgos-ovz/fgos-doc.php    


План психологического сопровождения детей, обучающихся на дому и детей-инвалидов, обучающихся в школе на 2019-2020 учебный год

Цель сопровождения: Обеспечение успешной социализации, социальной адаптации, самореализации, социального благополучия, укрепления здоровья, защиты прав ученика благодаря поддержке и помощи ему в учебно-воспитательном процессе.

Задачи:

-помочь ребёнку в установлении нормальных отношений в обществе на основе обретения личностного смысла развития, творческого потенциала ребёнка к коммуникативности;

-помочь родителям в налаживании межличностных отношений с ребёнком в привлечении их к обнаружению личностных проблем ребёнка и проблем внутрисемейного воспитания и поиску путей их преодоления;

-помочь педагогам в психолого-педагогической диагностики с целью дальнейшего выстраивания эффективного взаимодействия педагога и ребёнка на пути его личностного развития и социальной адаптации.

Предполагаемый результат:

В процессе реализации индивидуальной программы реабилитации разовьются способности к самореализации в социуме, расширится среда общения, осуществится подготовка к самостоятельной и ответственной деятельности в различных сферах, обеспечится формирование способности к саморегуляции своего физического и психического состояния.

Содержание работы по направлениям сопровождения

Сроки

Ответственный

Социальная реабилитация (обеспечить социальное, эмоциональное, интеллектуальное и физическое развития ребенка, и попытаться максимально раскрыть его потенциал для обучения)

1

Составление списков детей, обучающихся на дому и детей-инвалидов, обучающихся в школе

Сентябрь

Классный руководитель, психолог

2

Посещение учащегося ребёнка-инвалида на дому (определение условий проживания ребёнка, его готовности к учебному году: наличие учебников, школьно-письменных принадлежностей, рабочего места).

Сентябрь

Классный руководитель, психолог

3

Консультирование детей и родителей по проблемам

При необходимости в течение года

Классный руководитель, педагог-психолог, социальный педагог

Психолого-педагогическая реабилитация (своевременно оказывать психологическую помощь и поддержку ребенку и родителям информировать, обучать реабилитационным мероприятиям, корригировать семейные взаимоотношения.)

1

Взаимодействие с семьей с целью ознакомления с социальным статусом и социально-бытовыми условиями, в которых проживает учащийся

в течение года (сентябрь-май)

Классный руководитель, социальный педагог, педагог-психолог

2

Консультативная помощь в плане взаимодействия по организации процесса обучения и воспитания, его коррекционной направленности, социальной адаптации ребенка:

а) психологическая поддержка и психологическое консультирование ребенка и взрослых членов семьи. Ознакомление их с основами психологических знаний, спецификой воспитания ребенка-инвалида;

б) решение семейных психологических проблем с участием, как взрослых членов семьи, так и ребенка-инвалида. Обучение рациональным способам самостоятельного решения внутрисемейных проблем.

При необходимости в течение года

Классный руководитель, педагог-психолог

Психолого-педагогическая реабилитация

1

Диагностическое обследование учащегося.

Сентябрь-май

Педагог-психолог

2

Составление программы коррекционно-психологической помощи данному ученику. Проведение коррекционных занятий работы с детьми, обучающихся на дому и детьми-инвалидами, обучающихся в школе

При необходимости

Педагог-психолог

3

Подведение итогов работы с детьми, обучающихся на дому и детьми-инвалидами, обучающихся в школе за 2018-2019 учебный год

Май

Заместители директора по УВР, учителя-предметники

педагог-психолог, социальный педагог

Организация психологической диагностики обучающихся

с ограниченными возможностями здоровья и школьников с особыми образовательными потребностями в условиях дистанционного обучения

Для проведения диагностической работы предлагаем методики, направленные на изучение высших психических функций, личностных особенностей, лежащих в основе развития учащихся с ОВЗ.

Блок методик составлен на основании карты психолого-медико-социальной помощи ребенку Ф-4, рекомендованной к использованию Письмом Департамента образования Владимирской области от 28.04.2007 № ДО-1600-04-07 (см. Приложение №1).

Блок методик исследования степени развития психических функций и эмоционально-личностного развития обучающихся

Блок методик позволяет осуществлять экспресс-диагностику функциональных особенностей детей и составить по её итогам психологическое заключение и рекомендации.

Направления изучения:

​ - психические процессы,

​ - эмоциональная сфера,

​ - личностная сфера,

​ - сфера межличностных отношений.

Методики. Младший школьный возраст 7 - 10 лет

Сфера изучения

Методика

Назначение

Тип семейного воспитания

Тест «Стиль воспитания»

Стиль семейного воспитания ребенка

Сфера нарушения школьной адаптации

Таблица «Теоретическая модель школьной адаптации»

Стиль приспособления к школьной адаптации

Сложности в воспитании

Анкета для родителей «Проблемы поведения в школьном возрасте»

 
     

Взаимоотношения ребенка с педагогами

Цветовой тест отношений (ЦТО)

Цветовой тест Люшера

Оценка эмоционального отношения к себе и значимым лицам

Взаимоотношения ребенка со сверстниками

Цветовой тест отношений (ЦТО)

Цветовой тест Люшера

Оценка эмоционального отношения к себе и значимым лицам

Интеллектуальные особенности

Цветные прогрессивные матрицы Равена

Общие способности: невербальный интеллект

Мышление

Методика «Исключение слов»

Методика «Простые аналогии»

Вербально-логическое мышление

Определение понимания логических связей и отношений между понятиями

Внимание

Методика «Корректурная проба»

Определение объема внимания и его концентрации

Память

Методика «10 слов» А.Р. Лурия

Особенности памяти

Эмоционально-личностные характеристики

Самооценка

Тест "Лесенка" В.Г. Щур

Уровень самооценки

Тревожность

Проективная методика для диагностики школьной тревожности (А.М. Прихожан)

Уровень тревожности

Агрессивность

Тест «Уровень агрессивности ребенка» (для родителей учащихся начальной школы)

Уровень агрессивности

Мотивация

- Тест А.Л. Венгера

«Мотивационная готовность»

(для учащихся 1 кл.)

- Опросник мотивации (для школьников 2-5 кл.)

Мотивация учения

Интересы

Беседа с родителями

Ведущие интересы

Представления о будущем

Беседа с родителями

Временная перспектива

Тематическое планирование

психологических  коррекционно - развивающих занятий

с детьми ОВЗ (интеллектуальное нарушение).

Пояснительная записка.

Программа  коррекционно – развивающих занятий с психологом для обучающихся с лёгкой умственной отсталостью разработана и составлена с учетом психологических, физиологических  особенностей обучающихся.

Цель: создание условий для успешного развития эмоционально – волевой сферы, развития и коррекции самооценки, самоконтроля.

Достижение цели предусматривает решение ряда задач:

Задачи:

— формирование у учащегося представления о понятиях «можно», «нельзя»;

— развитие умения воспринимать на слух информацию, инструкцию педагога, интонацию, название предметов, цвета;

— развитие умения у обучающегося самостоятельно организовывать себя к уроку, контролировать себя и свои действия в школе;

— развитие у учащегося представлений о различных эмоциональных состояниях;

— изучение в совместной деятельности с педагогом различных эмоциональных состояний на практике;

— развитие у учащегося адекватной самооценки, позитивного отношения к сверстникам.

Результативность занятий обеспечивается специально созданными психолого-педагогическими условиями проведения коррекционной работы, к которым относятся:

— учет специфики овладения учащимися информацией, знаниями;

— формирование познавательного интереса через использование приемов работы, активизирующих деятельность самого ребенка;

— разумное сочетание вербального материала и наглядной основы, игровой и практической деятельности;

— пропедевтический характер занятия: подбор заданий, подготавливающих к восприятию новых и трудных тем или, наоборот, закрепляющих полученные знания;

— преподнесение материала небольшими дозами, дробно, с постепенным усложнением и закреплением через многократное использование упражнений, заданий, дидактических игр.

Знания и умения, которыми должен овладеть обучающийся с ОВЗ:

— уметь слышать и выполнять инструкцию педагога, основные требования;

— знать понятия «нельзя», «можно»;

— уметь убирать за собой свое рабочее место;

— иметь представление о существовании различных эмоциональных состояниях;

— адекватно и положительно относится к сверстникам, к окружающим людям;

Количество часов в неделю – 1 час, в год – 34 часа

Название раздела

Количество часов

Вводная диагностика

1

Психокоррекционные сказки

9

Самоконтроль

8

Развитие эмоциональной сферы

8

Развитие самооценки

5

Повторение пройденного материала

2

Итоговая диагностика

1

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематическое планирование индивидуальных

коррекционно - развивающих занятий

Название раздела, тематика занятий

Количество часов

 

34

Вводная диагностика

1

Психокоррекционные сказки

9

Психокоррекционная сказка «Как медвежонок научился дружить со всеми»

1

Психокоррекционная сказка «Как медвежонок учился правильно вести себя в школе»

1

Психокоррекционная школа «Фея добрых слов»

1

Психокоррекционная сказка «Няня для медвежонка»

1

Психокоррекционная сказка «Морская история»

1

Психокоррекционная сказка «Праздник дружбы»

1

Психокоррекционная сказка «Непоседа, или сказка о том, как облака превращаются в грозовые тучи»

1

Психокоррекционная сказка «Как медвежонок обращался за помощью»

1

Психокоррекционная сказка «Как медвежонок делал добрые дела и получал похвалу»

1

Самоконтроль

8

Знакомство с понятиями «нельзя», «можно»

1

Формирование представлений у учащегося что нельзя, а что можно с использованием карточек

1

Развитие умения у учащегося слышать и выполнять требования педагога

1

Формирование умения самостоятельно организовывать себя к началу занятия (упражнение «Прозвенел звонок – начался урок»)

1

Обучение по соотнесению карточек («Нельзя», «Можно», «Что делать») в совместной деятельности с педагогом

1

Развитие умения самостоятельно соотносить карточки

1

Развитие навыка контроля над собой и своими действиями в школе на перемене, в столовой, в окружении людей

1

Развитие умения самостоятельно убирать за собой свое рабочее место

1

Эмоциональная сфера

8

Изучение различных эмоций с использованием карточек

1

Создание аппликаций из подготовленных заранее материалов

1

Развитие способности понимать и выражать с помощью карточек эмоциональные состояний (упражнение «Азбука настроений»)

1

Развитие умения использовать эмоцию радости при выполнении задания (упражнение «Ты все правильно сделал – давай вместе похлопаем», «Похвала»)

1

Создание аппликации - ромашка «Я радуюсь когда…» в совместной деятельности с педагогом

1

Формирование умения реагировать на эмоциональные состояния окружающих

1

Формирование позитивного отношения к сверстникам (упражнение «Мы все друзья»)

1

Формирование умения регулировать свое агрессивное поведение (упражнение «Запрещено»)

1

Самооценка

5

Осознание своих сил (подделка – аппликация «Рыбка»)

         1

Развитие уверенности в себе (упражнение «Ты сможешь», «У тебя все получится»)

1

Формирование умения работать самостоятельно (упражнение «Сделай сам», «Ты сможешь»)

1

Формирование у учащегося представлений об индивидуальности (упражнение «Это ты, а это я», «Разные цветы»)

1

Развитие представлений у учащегося об индивидуальности каждого (сказка «Разноцветные камни»)

1

Повторение пройденного материала

2

Итоговая диагностика

1


Методическая копилка.

Вы узнали, что ваш ребенок особенный. Что делать дальше?

  1. Прежде всего, обратитесь к психологу и медику, которые будут сопровождать развитие ребенка. Из профессионального и достоверного источника узнайте обо всех тонкостях болезни, перспективах коррекции. Не занимайтесь самолечением и самостоятельной постановкой диагнозов через интернет.
  2. Не забывайте, что несмотря на особенности, ребенок живет по общим закономерностям развития. Например, он, как и все дети, проходит возрастные кризисы. Только выраженность их будет ярче. Как и другие дети, ваш ребенок сначала учится играть, а потом понимать и произносить речь. Самостоятельность его тоже нарастает постепенно. Изучите общие принципы развития детей и не забывайте про них.
  3. Следите за соблюдением режима дня, исполнением предписаний врачей, приемом таблеток, если это необходимо.
  4. Овладейте основами социальной и специальной педагогики, психологии. Попросите у сопровождающего психолога инструкцию для индивидуальных занятий с ребенком дома.
  5. Изучите правовые основы сопровождения ребенка с ОВЗ: Закон «Об образовании в РФ», ФГОС ОВЗ, СанПиН, Конвенция о правах ребенка, Конституция РФ и другие тематические документы.
  6. Составляйте план занятий на пару недель вперед. Разрабатывайте его вместе с педагогом, психологом, врачами.
  7. У большинства детей ОВЗ ниже активность центральной нервной системы, они быстрее устают. Не требуйте от них быстрых реакций, предоставьте больше времени на сон и отдых. Но обязательно проконсультируйтесь со специалистом.
  8. Независимо от диагноза проводите игры на развитие ритма движений. Это могут быть любые задания на ритм, хлопки. Дополнительно подобные упражнения улучшают эмоциональный фон ребенка, способствуют развитию речи и внимания.
  9. Не ограничивайте самостоятельность ребенка в самообслуживании. Приобретите небьющуюся посуду, следите за безопасностью. Не злитесь на медлительность, например, в завязывании шнурков. Детям с ОВЗ нужно больше времени на приобретение навыков.
  10. Не забывайте про похвалу, но используйте разные ее формы, чтобы ребенок не начал относиться к ней как к чему-то естественному.
  11. Любое занятие стройте в три этапа: инструкция ребенку, помощь при необходимости, похвала успехов.
  12. Полезно вести дневник наблюдений, где фиксируются особенности развития, успехи, пройденные этапы. Ведите его постоянно, на каждом возрастном этапе. Отслеживайте динамику достижений.
  13. При игре и обучении ребенка старайтесь чередовать виды деятельности, выбирайте короткие задания. Постепенно усложняйте задачи, но не забывайте чередовать их с простыми заданиями, тем, что ребенок уже умеет.
  14. Каждую игру или цикл занятий начинайте и заканчивайте ситуацией успеха. Ситуация успеха – создание условий, с которыми ребенок обязательно справится. Подумайте, что удается вашему чаду лучше всего. Это и используйте.

Задачи родителей зависят от возраста ребенка:

  • От рождения до 3 лет важно стимулировать психофизическое развитие. Основные методы: эмоциональное общение, прикосновения, объятия, слуховые и зрительные стимулы. В форме игры обучите ребенка активности, ориентации в пространстве, пониманию своего тела.
  • 3–4 года. Нужно обратить внимание на развитие памяти, внимания, мышления, речи, мелкой моторики, навыков общения и самообслуживания. В это время вместе со специалистами родители выбирают детский сад.
  • 5-6 лет. Этап регулярного сотрудничества со специалистами. Вместе с психологом и врачами нужно выявить способности и интересы ребенка, обучить навыкам труда, самообслуживания, подготовить к школе, составить распорядок дня, выбрать будущее учебное заведение.
  • Школьный период. Вместе с психолого-медико-педагогическим консилиумом родители реализуют индивидуальную программу сопровождения и развития ребенка.

Задачи обучения и программа коррекции подбирается индивидуально с учетом сохранных и нарушенных функций, ведущей особенности развития, диагноза, уровня речевого развития, интеллекта, двигательных возможностей. Обратитесь за этим к местному психологу, сопровождающему вашу семью.

Большинство детских садов, реабилитационных центров имеют штатного психолога, готового помочь. Некоторые учреждения организуют школы обучения для родителей, проводят лекции, индивидуальные консультации, работу в групп

Рекомендации психолога родителям, имеющим детей-инвалидов:

* Примите ситуацию как данность, смиритесь с нею, не думайте о том, как и почему это случилось, размышляйте о том, как с этим дальше жить. Помните, что все ваши страхи и «черные мысли» ребенок чувствует на интуитивном уровне. Поэтому если вы не хотите, чтобы ваш ребенок рос нервным, издерганным, мрачным, постарайтесь найти в себе силы с оптимизмом смотреть в будущее.

* Никогда не жалейте ребёнка из-за того, что он не такой, как все.

* Дарите ребёнку свою любовь и внимание, но не забывайте, что есть и другие члены семьи, которые в них тоже нуждаются. Стремитесь к тому, чтобы у всех членов семьи была возможность саморазвития и полноценной жизни.

* Организуйте свой быт так, чтобы никто в семье не чувствовал себя "жертвой", отказываясь от своей личной жизни.

* Не ограждайте ребёнка от обязанностей и проблем. Если состояние ребенка позволяет, придумайте ему простенькие домашние обязанности, постарайтесь научить ребенка заботиться о других. Решайте все дела вместе с ним.

* Предоставьте ребёнку самостоятельность в действиях и принятии решений. Стимулируйте его приспособительную активность; помогайте в поиске своих скрытых возможностей. Развивайте умения и навыки по самообслуживанию

* Следите за своей внешностью и поведением. Ребёнок должен гордиться вами.

* Не бойтесь отказать ребёнку в чём-либо, если считаете его требования чрезмерными. Однако проанализируйте количество запретов, с которыми сталкивается ваш ребенок. Продумайте, все ли они обоснованы, нет ли возможности сократить ограничения, лишний раз проконсультируйтесь с врачом или психологом.

* Чаще разговаривайте с ребёнком. Помните, что ни телевизор, ни радио не заменят вас.

* Не ограничивайте ребёнка в общении со сверстниками.

* Не отказывайтесь от встречи с друзьями, приглашайте их в гости. Пусть в вашей жизни найдется место и высоким чувствам, и маленьким радостям.

* Чаще прибегайте к советам педагогов и психологов. Каждое определенное заболевание ребенка – инвалид