Размер шрифта: A A A Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х

отправьте заявку

и наш специалист свяжется с Вами в ближайшее время

Работа с обучающимися ОВЗ

 

Одной из важных проблем образования в обществе является его доступность для ряда социальных групп, имеющих невыгодные стартовые условия. Среди них особое место занимают дети-инвалиды. Получению качественного образования детьми-инвалидами препятствуют множественные структурные ограничения, так или иначе связанные с социальным неравенством.

 Опыт показывает, что из любой жесткой образовательной системы какая-то часть детей выбывает, потому что система не готова к удовлетворению индивидуальных потребностей таких детей в обучении. Это соотношение составляет 15 % от общего числа детей в школах и, таким образом, выбывшие дети становятся обособленными и исключаются из общей системы. Нужно понимать, что не дети терпят неудачу, а система исключает детей. Инклюзивные подходы могут поддержать таких детей в обучении и достижении успеха, что даст шансы и возможности для лучшей жизни. Инклюзивное или включенное образование - термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных школах. В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Инклюзивное образование подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.

 

Восемь принципов инклюзивного образования:

  1.  Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
  2. Каждый человек способен чувствовать и думать;
  3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
  4. Все люди нуждаются друг в друге;
  5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
  6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
  7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
  8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Полезные ссылки:
  • 1. Реестр примерных основных общеобразовательных программ - http://fgosreestr.ru/   

  • 2. Документы по ФГОС для детей с ОВЗ http://minobr.gov-murman.ru/activities/modernization/fgos-ovz/fgos-doc.php    


План психологического сопровождения детей, обучающихся на дому и детей-инвалидов, обучающихся в школе на 2018-2019 учебный год

Цель сопровождения: Обеспечение успешной социализации, социальной адаптации, самореализации, социального благополучия, укрепления здоровья, защиты прав ученика благодаря поддержке и помощи ему в учебно-воспитательном процессе.

Задачи:

-помочь ребёнку в установлении нормальных отношений в обществе на основе обретения личностного смысла развития, творческого потенциала ребёнка к коммуникативности;

-помочь родителям в налаживании межличностных отношений с ребёнком в привлечении их к обнаружению личностных проблем ребёнка и проблем внутрисемейного воспитания и поиску путей их преодоления;

-помочь педагогам в психолого-педагогической диагностики с целью дальнейшего выстраивания эффективного взаимодействия педагога и ребёнка на пути его личностного развития и социальной адаптации.

Предполагаемый результат:

В процессе реализации индивидуальной программы реабилитации разовьются способности к самореализации в социуме, расширится среда общения, осуществится подготовка к самостоятельной и ответственной деятельности в различных сферах, обеспечится формирование способности к саморегуляции своего физического и психического состояния.

Содержание работы по направлениям сопровождения

Сроки

Ответственный

Социальная реабилитация (обеспечить социальное, эмоциональное, интеллектуальное и физическое развития ребенка, и попытаться максимально раскрыть его потенциал для обучения)

1

Составление списков детей, обучающихся на дому и детей-инвалидов, обучающихся в школе

Сентябрь

Классный руководитель, психолог

2

Посещение учащегося ребёнка-инвалида на дому (определение условий проживания ребёнка, его готовности к учебному году: наличие учебников, школьно-письменных принадлежностей, рабочего места).

Сентябрь

Классный руководитель, психолог

3

Консультирование детей и родителей по проблемам

При необходимости в течение года

Классный руководитель, педагог-психолог, социальный педагог

Психолого-педагогическая реабилитация (своевременно оказывать психологическую помощь и поддержку ребенку и родителям информировать, обучать реабилитационным мероприятиям, корригировать семейные взаимоотношения.)

1

Взаимодействие с семьей с целью ознакомления с социальным статусом и социально-бытовыми условиями, в которых проживает учащийся

в течение года (сентябрь-май)

Классный руководитель, социальный педагог, педагог-психолог

2

Консультативная помощь в плане взаимодействия по организации процесса обучения и воспитания, его коррекционной направленности, социальной адаптации ребенка:

а) психологическая поддержка и психологическое консультирование ребенка и взрослых членов семьи. Ознакомление их с основами психологических знаний, спецификой воспитания ребенка-инвалида;

б) решение семейных психологических проблем с участием, как взрослых членов семьи, так и ребенка-инвалида. Обучение рациональным способам самостоятельного решения внутрисемейных проблем.

При необходимости в течение года

Классный руководитель, педагог-психолог

Психолого-педагогическая реабилитация

1

Диагностическое обследование учащегося.

Сентябрь-май

Педагог-психолог

2

Составление программы коррекционно-психологической помощи данному ученику. Проведение коррекционных занятий работы с детьми, обучающихся на дому и детьми-инвалидами, обучающихся в школе

При необходимости

Педагог-психолог

3

Подведение итогов работы с детьми, обучающихся на дому и детьми-инвалидами, обучающихся в школе за 2018-2019 учебный год

Май

Заместители директора по УВР, учителя-предметники

педагог-психолог, социальный педагог

Организация психологической диагностики обучающихся

с ограниченными возможностями здоровья и школьников с особыми образовательными потребностями в условиях дистанционного обучения

Для проведения диагностической работы предлагаем методики, направленные на изучение высших психических функций, личностных особенностей, лежащих в основе развития учащихся с ОВЗ.

Блок методик составлен на основании карты психолого-медико-социальной помощи ребенку Ф-4, рекомендованной к использованию Письмом Департамента образования Владимирской области от 28.04.2007 № ДО-1600-04-07 (см. Приложение №1).

Блок методик исследования степени развития психических функций и эмоционально-личностного развития обучающихся

Блок методик позволяет осуществлять экспресс-диагностику функциональных особенностей детей и составить по её итогам психологическое заключение и рекомендации.

Направления изучения:

​ - психические процессы,

​ - эмоциональная сфера,

​ - личностная сфера,

​ - сфера межличностных отношений.

Методики. Младший школьный возраст 7 - 10 лет

Сфера изучения

Методика

Назначение

Тип семейного воспитания

Тест «Стиль воспитания»

Стиль семейного воспитания ребенка

Сфера нарушения школьной адаптации

Таблица «Теоретическая модель школьной адаптации»

Стиль приспособления к школьной адаптации

Сложности в воспитании

Анкета для родителей «Проблемы поведения в школьном возрасте»

 
     

Взаимоотношения ребенка с педагогами

Цветовой тест отношений (ЦТО)

Цветовой тест Люшера

Оценка эмоционального отношения к себе и значимым лицам

Взаимоотношения ребенка со сверстниками

Цветовой тест отношений (ЦТО)

Цветовой тест Люшера

Оценка эмоционального отношения к себе и значимым лицам

Интеллектуальные особенности

Цветные прогрессивные матрицы Равена

Общие способности: невербальный интеллект

Мышление

Методика «Исключение слов»

Методика «Простые аналогии»

Вербально-логическое мышление

Определение понимания логических связей и отношений между понятиями

Внимание

Методика «Корректурная проба»

Определение объема внимания и его концентрации

Память

Методика «10 слов» А.Р. Лурия

Особенности памяти

Эмоционально-личностные характеристики

Самооценка

Тест "Лесенка" В.Г. Щур

Уровень самооценки

Тревожность

Проективная методика для диагностики школьной тревожности (А.М. Прихожан)

Уровень тревожности

Агрессивность

Тест «Уровень агрессивности ребенка» (для родителей учащихся начальной школы)

Уровень агрессивности

Мотивация

- Тест А.Л. Венгера

«Мотивационная готовность»

(для учащихся 1 кл.)

- Опросник мотивации (для школьников 2-5 кл.)

Мотивация учения

Интересы

Беседа с родителями

Ведущие интересы

Представления о будущем

Беседа с родителями

Временная перспектива

Тематическое планирование

психологических  коррекционно - развивающих занятий

с детьми ОВЗ (интеллектуальное нарушение).

Пояснительная записка.

Программа  коррекционно – развивающих занятий с психологом для обучающихся с лёгкой умственной отсталостью разработана и составлена с учетом психологических, физиологических  особенностей обучающихся.

Цель: создание условий для успешного развития эмоционально – волевой сферы, развития и коррекции самооценки, самоконтроля.

Достижение цели предусматривает решение ряда задач:

Задачи:

— формирование у учащегося представления о понятиях «можно», «нельзя»;

— развитие умения воспринимать на слух информацию, инструкцию педагога, интонацию, название предметов, цвета;

— развитие умения у обучающегося самостоятельно организовывать себя к уроку, контролировать себя и свои действия в школе;

— развитие у учащегося представлений о различных эмоциональных состояниях;

— изучение в совместной деятельности с педагогом различных эмоциональных состояний на практике;

— развитие у учащегося адекватной самооценки, позитивного отношения к сверстникам.

Результативность занятий обеспечивается специально созданными психолого-педагогическими условиями проведения коррекционной работы, к которым относятся:

— учет специфики овладения учащимися информацией, знаниями;

— формирование познавательного интереса через использование приемов работы, активизирующих деятельность самого ребенка;

— разумное сочетание вербального материала и наглядной основы, игровой и практической деятельности;

— пропедевтический характер занятия: подбор заданий, подготавливающих к восприятию новых и трудных тем или, наоборот, закрепляющих полученные знания;

— преподнесение материала небольшими дозами, дробно, с постепенным усложнением и закреплением через многократное использование упражнений, заданий, дидактических игр.

Знания и умения, которыми должен овладеть обучающийся с ОВЗ:

— уметь слышать и выполнять инструкцию педагога, основные требования;

— знать понятия «нельзя», «можно»;

— уметь убирать за собой свое рабочее место;

— иметь представление о существовании различных эмоциональных состояниях;

— адекватно и положительно относится к сверстникам, к окружающим людям;

Количество часов в неделю – 1 час, в год – 34 часа

Название раздела

Количество часов

Вводная диагностика

1

Психокоррекционные сказки

9

Самоконтроль

8

Развитие эмоциональной сферы

8

Развитие самооценки

5

Повторение пройденного материала

2

Итоговая диагностика

1

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематическое планирование индивидуальных

коррекционно - развивающих занятий

Название раздела, тематика занятий

Количество часов

 

34

Вводная диагностика

1

Психокоррекционные сказки

9

Психокоррекционная сказка «Как медвежонок научился дружить со всеми»

1

Психокоррекционная сказка «Как медвежонок учился правильно вести себя в школе»

1

Психокоррекционная школа «Фея добрых слов»

1

Психокоррекционная сказка «Няня для медвежонка»

1

Психокоррекционная сказка «Морская история»

1

Психокоррекционная сказка «Праздник дружбы»

1

Психокоррекционная сказка «Непоседа, или сказка о том, как облака превращаются в грозовые тучи»

1

Психокоррекционная сказка «Как медвежонок обращался за помощью»

1

Психокоррекционная сказка «Как медвежонок делал добрые дела и получал похвалу»

1

Самоконтроль

8

Знакомство с понятиями «нельзя», «можно»

1

Формирование представлений у учащегося что нельзя, а что можно с использованием карточек

1

Развитие умения у учащегося слышать и выполнять требования педагога

1

Формирование умения самостоятельно организовывать себя к началу занятия (упражнение «Прозвенел звонок – начался урок»)

1

Обучение по соотнесению карточек («Нельзя», «Можно», «Что делать») в совместной деятельности с педагогом

1

Развитие умения самостоятельно соотносить карточки

1

Развитие навыка контроля над собой и своими действиями в школе на перемене, в столовой, в окружении людей

1

Развитие умения самостоятельно убирать за собой свое рабочее место

1

Эмоциональная сфера

8

Изучение различных эмоций с использованием карточек

1

Создание аппликаций из подготовленных заранее материалов

1

Развитие способности понимать и выражать с помощью карточек эмоциональные состояний (упражнение «Азбука настроений»)

1

Развитие умения использовать эмоцию радости при выполнении задания (упражнение «Ты все правильно сделал – давай вместе похлопаем», «Похвала»)

1

Создание аппликации - ромашка «Я радуюсь когда…» в совместной деятельности с педагогом

1

Формирование умения реагировать на эмоциональные состояния окружающих

1

Формирование позитивного отношения к сверстникам (упражнение «Мы все друзья»)

1

Формирование умения регулировать свое агрессивное поведение (упражнение «Запрещено»)

1

Самооценка

5

Осознание своих сил (подделка – аппликация «Рыбка»)

         1

Развитие уверенности в себе (упражнение «Ты сможешь», «У тебя все получится»)

1

Формирование умения работать самостоятельно (упражнение «Сделай сам», «Ты сможешь»)

1

Формирование у учащегося представлений об индивидуальности (упражнение «Это ты, а это я», «Разные цветы»)

1

Развитие представлений у учащегося об индивидуальности каждого (сказка «Разноцветные камни»)

1

Повторение пройденного материала

2

Итоговая диагностика

1


Методическая копилка.